К светлому празднику

Память сердца

23 апреля 2022

Как Пасху невозможно представить без крашеных яиц и кулича, так поздравления в дореволюционной России никогда не обходились без открыток. До нас дошли трогательные карточки, подписанные царскими детьми.

Как Пасху невозможно представить без крашеных яиц и кулича, так поздравления в дореволюционной России никогда не обходились без открыток. До нас дошли трогательные карточки, подписанные царскими детьми.

Великая княжна Татьяна Николаевна на Пасху 1910 года подарила маме собственноручно сделанную открытку – рисунок и стихотворение А. Коринфского.
Открытка - рисунок вел. княжны Татьяны Николаевны и стихотворение А. Коринфского, переписанное ею. Подарена матери императрице Александре Федоровне на Пасху. 18 апреля 1910 г.

А в 1914 году цесаревич Алексей в пасхальной открытке родителям записал стихотворение «Животворящий блеск весны».
Открытка пасхальная с переписанным наследником цесаревичем Алексеем Николаевичем стихотворением «Животворящий блеск весны...». Адресована родителям - императору Николаю II и императрице Александре Федоровне. 6 апреля 1914 г.


Эта традиция жила не только в царской семье. Все, от мала до велика, с удовольствием обменивались открытками и, конечно, выбирали яркие, красиво отпечатанные карточки.
Особенное место среди дореволюционных пасхальных открыток занимают открытки, созданные художницей Елизаветой Меркурьевной Бём.
Портрет Е.М. Бём

Ее творческая судьба не типична для женщины XIX века, несмотря на то, что жизнь сложилась традиционно – Елизаветва вышла замуж и семья ее вскоре обзавелась детьми, она продолжала много работать. Но попробуем коснуться ее биографии немного подробнее.
Семья Елизаветы Меркурьевны происходила из старинного рода. Её предки были татарами, и фамилию Эндауровы получили по грамоте Ивана III. Елизавета родилась 12 (24) февраля 1843 года в Санкт-Петербурге, но детство провела в родовом имении в Ярославской губернии. Именно детские годы она вспоминала с особенной теплотой. Тогда она могла наблюдать за крестьянской жизнью и очень много рисовать. Родители поддержали ее увлечение и дали возможность учиться в Рисовальной школе Общества поощрения художеств в Санкт-Петербурге. Елизавета закончила ее с серебряной медалью.

Дарование ученицы выдающегося русского художника Ивана Крамского было разносторонним. Она стала признанным мастером силуэтной техники, успешно работала акварелью, занималась иллюстрированием детских книг и журналов, разрабатывала эскизы для изделий из стекла.
Творческая жизнь не замерла в Елизавете Меркурьевне и после замужества. Брак с Людвигом Франциевичем Бёмом - скрипачом и педагогом, а впоследствии профессором Петербургской консерватории был счастливым. Оба были одержимы творчеством, им было друг с другом очень интересно, а поводов для разногласий не появлялось.
Людвиг Франциевич придерживался прогрессивных взглядов. Он не только позволял жене работать, но и чистосердечно радовался ее успехам. А поводы были! Так в 1877 году вышла одна из самых знаменитых книг Елизавете Бём – «Силуэты из жизни детей». Через год - очередная большая работа, иллюстрации к басням Ивана Крылова.

Рисунок из книги «Силуэты из жизни детей» Е.М.Бём
Однако, едва ли не в первую очередь имя Елизаветы Бём известно благодаря открыткам. Их по ее рисункам вышло более трехсот в разных издательствах. Первым из них, для которого она начала работать, было издательство «Общины святой Евгении», много открыток было выполнено ею для петербургского издательства «Ришар», а также для парижской фирмы И.С. Лапина.

Множество пасхальных открыток с её рисунками дошли до наших дней.
Главными героями их были дети: то в расшитых золотом, боярских кафтанах, то в рваных зипунишках и простых рубашенках, то в виде ангелочков.

Пасхальные открытки Е.М.Бём
На открытках часто помещалась присказка, поучительная или поздравительная надпись. Есть и целые серии открыток Елизаветы Бём с участием черных силуэтов – придумка художницы, обеспечившая её работам мгновенное узнавание. Иван Крамской писал о них: «И что за совершенство были эти силуэты! В них угадывалось даже выражение на лицах маленьких чернышей».
Пасхальные открытки Е.М.Бём
Все ее творчество было соткано из добра и света. Но этот мир постепенно уходил и есть нечто символичное в том, что Елизавета Бём скончалась через несколько дней после начала Первой мировой войны. Наступил, по известному выражению Анны Ахматовой, «не календарный – настоящий двадцатый век». В нем не оставалось места для очаровательных и наивных сюжетов.